Витражи: разнообразие видов, витражных техник и область их применения

Витражи: разнообразие видов, витражных техник и область их применения

Витражные техники, виды витражей

Существует достаточно много различных витражных техник, давайте изучим каждую из них более подробно.

  • Контурные витражи
  • Заливные витражи
  • Лаковые витражи
  • Витражи Тиффани
  • Пленочные витражи
  • Витражи с фотопечатью, фотовитраж (печать на стекле, фотопечать, УФ-печать)
  • Пескоструйные витражи (художественное матирование / художественный пескоструй / гравировка)
  • Фацетные витражи
  • Фьюзинг (спекание стекла)
  • Классический (наборный) витраж
  • Роспись по стеклу
  • Художественная мозаика
  • Художественное моллирование
  • Комбинированные витражи
  • 3D Витражи
  • Витражная роспись
  • Матирование
  • Рюмочная плитка
  • Кабошон
  • Травление
  • Бендинг
  • Узор «Мороз»
  • Шебеке (панджара)
  • Эрклез

В современном мире существует множество различных видов витражей. Их изготовление – это трудоёмкий процесс, требующий особых навыков и знаний. Если вы хотите придать вашему интерьеру изящества, обратите внимание на витражи. Выбирайте из большого количества витражных техник, ту, что вам по душе. Виды витражей поражают своим разнообразием как техник изготовления, так и материалов.

Витражи Тиффани

Это техника, основанная на подборе цветов и оттенков. Витражи Тиффани изготавливаются следующим образом:

1. Определяется размер и осуществляется разработка эскиза.

2. Подбирается цветовая гамма. Этот этап самый важный и требует особой внимательности. Стекло передаёт свой истинный цвет только при специальном освещении и ни одна фотография не сможет его продемонстрировать.

3. Стекло нарезается на фрагменты, и каждый кусок шлифуется и подгоняется.

4. Фрагменты обрабатываются по периметру фольгой и обезжириваются.

5. Затем они выкладываются на заранее изготовленную матрицу и спаиваются между собой свинцово-оловянным припоем. Чтобы придать оттенок спайке её необходимо покрыть патиной, чаще всего используется чёрная или коричневая.

6. Витраж обрамляется для установки.

Фотовитраж (печать на стекле, фотопечать, УФ-печать)

Три вида техники фотовитража

Печать осуществляется на любой стеклянной поверхности с применением специального принтера. Для изготовления такого фотовитража применяются особые краски, которые хорошо впитываются в стекло под воздействием ультрафиолетовых лучей или высоких температур.

Нанесение изображения на прозрачную плёнку с дальнейшим её наклеиванием на стекло.

Аналог плёночного метода, только помещается рисунок между двух листов стекла.

Пленочные витражи

Это наименее затратный способ изготовления витражей.

Изготовление витража с применением пленочной техники:

1. Утверждается рисунок.

2. Стеклянная поверхность обезжиривается.

3. Из плёнок различной цветовой гаммы нарезаются части, выбранного изображения.

4. Плёнка смачивается водой и раскатывается специальным резиновым валиком, что позволяет удалить лишнюю воду. Оставляются зазоры.

5. На зазоры наклеиваются бевели при помощи ультрафиолетового клея. На последнем этапе изображение фиксируется свинцовой лентой, проходящей по бевелям. Лента покрывается оксидирующей жидкостью для придания ей соответствующего оттенка.

Пескоструйные витражи

Пескоструйные витражи выполняются с применением воздушного потока и песка. Они бывают нескольких видов:

1. Художественное матирование – это техника нанесения изображения при помощи сжатого воздуха и воздействия специальной жидкости, содержащей металлические абразивные частицы на заранее заготовленный шаблон.

2. Художественный пескоструй – обработка мощным потоком воздушно-песчаной смеси с добавлением красящих веществ.

3. Гравировка – это нанесение изображения большим потоком воздуха с песком. Сила потока регулируется и за счёт этого варьируется глубина прорези и создаются скульптурные, объёмные изображения.

Фацетные витражи

Данный тип витражей изготавливается следующим образом:

1. По периметру стекла снимается фаска.

2. После снятия она шлифуется до матовости.

3. Деталь полируется и становится полностью прозрачной.

4. Для усиления преломления лучей фаска делается шире.

5. Фацетные витражи вставляются в латунную или медную оправу, которая придаёт торжественности.

Заливные (контурные) витражи

Этот вид техники подразумевает создание рисунка вручную.

1. Подбирается рисунок и переносится на бумагу в полную величину. При этом на эскизе подписываются цвета.

2. Поверхность стекла обезжиривается.

3. Полимерной краской наносится контур рисунка на стекло, под которым расположен эскиз. Он будет служить барьером.

4. После полного высыхания контура, элементы заполняются красками или лаком.

5. Готовые заливные(контурные) витражи разрешается устанавливать только спустя 24 часа – это время отводится на то, чтобы они могли хорошо просохнуть.

Фьюзинг (спекание стекла)

Уникальная техника при которой рисунок создаётся либо запеканием различных по цвету и размеру кусочков стекла одновременно, либо путём впекания в стекло предметов. Например, это может быть проволока.

1. Цветные стёкла вырезаются по очертаниям рисунка.

2. Они выкладываются на основу – чаще всего эту роль играет прозрачное стекло.

3. Заготовка помещается в печь. Под воздействием высокой температуры стёкла припекаются друг к другу.

Классический (наборный) витраж

Это техника является одной из самых простых в производстве витражей. Классический витраж производится на наборном столе из фрагментов стекла, которые нарезаются заранее. Этот тип техники применяется в изготовлении витражей, которые не содержат росписи.

Применяется несколько способов сборки:

1. Кусочки мозаики собираются сразу на заранее приготовленную металлическую конструкцию.

2. Фрагменты выкладываются на лист стекла и приклеиваются к нему.

Роспись по стеклу

Эта техника предполагает обязательное наличие росписи на стёклах. Картина может быть, как цельная, так и собранная на металлической оправе из отдельных расписанных фрагментов. Работа этой техникой может проводиться как на гладкой поверхности, так и на рифлёной. Роспись по стеклу может быть абсолютно любой сложности от незатейливого орнамента до великолепных картин.

Художественная мозаика

Мозаичный витраж – это техника, подразумевающая обязательное создание орнамента. Витраж, изготовленный с применением данной техники, может использоваться в качестве фона, при создании других типов витражей или как самостоятельный дизайн окна.

1. Разработка эскиза.

2. Подготовка формы.

3. Укладка, заранее нарезанных стёкол и формирование изображения.

4. Обработка швов и их заполнение.

Художественное моллирование

Этот метод формования стекла, позволяющий выгибать стекло по заранее заготовленной форме, сохраняя его гладкость.

1. Создание витража.

2. Подбор эскиза и подготовка фрагментов.

3. Нагрев стекла до температуры от 600-700 градусов в плоской тоннельной печи, чтобы оно стало текучим.

4. Под собственным весом стекло деформируется, принимая форму матрицы.

5. После того как стекло остынет его можно устанавливать.

Комбинированные витражи

Это витражные техники, объединённые в одну картину, которая будет уникальным творением. Применяя всего лишь одну технику изготовления, воспроизвести такую картину невозможно. Картины данного типа создаются только по индивидуальным эскизам. Их изготовление напрямую зависит от сферы применения. Это сложный и трудоёмкий процесс, так как необходимо подбирать сочетания, как техник, так и материалов для изготовления.

3D Витражи

Это новейшая техника создания витража, создающая иллюзию объёмного изображения.

1. Выбирается эскиз и нарезаются части стекла.

2. Производится обработка каждого кусочка: срез неровностей и обточка сколов.

3. Все частицы стекла соединяются в целое изображение с применением припоя из латуни.

4. Далее картина вкладывается между двух листов стекла — это обеспечивает нужный эффект и прочность.

5. Заготовка помещается в печь и нагревается при температуре 850 градусов. Время изготовления составляет 10 минут. Когда заготовка остынет, она обворачивается лентой из алюминия и заливается каучуком в жидком виде.

Рюмочная плитка

Эта техника представляет собой плоский круг с концентрическим, образующим искусственные неровности рельефом. Возникает такой рисунок при постоянном вращении заготовки в процессе обработки. Рисунок рюмочной плитки равнозначен по техники изготовления ножки рюмки, а именно опорного пятака. Изготовление её производится с применением стеклодувной трубки.

Это фигурная вставка при изготовлении витражной плитки. Кабошон по внешнему виду напоминает капельку воды или прозрачную пуговицу. Для его изготовления применяется либо техника прессования, либо моллирования. Форма этой вставки полусферическая или вдавленная полусферическая. Обязательно должен присутствовать выступ для дальнейшего крепления.

Техника, построенная на взаимодействии плавиковой кислоты с одним из элементов стекла, а именно диоксидом кремния. Применяется защитный трафарет, который позволяет создавать рисунок. Травленный витраж – это объёмные рисунки, рельеф которых ощутим на стекле.

1. Сначала наносится защитная плёнка на стекло.

2. На плёнку – контур будущего рисунка.

3. Далее кислотой выплавляется изображение.

Этот метод требует особой осторожности, потому что кислота разъедает не только стекло, но и другие поверхности, например, кожу при попадании на нее.

Это техника при помощи, которой витражу придаётся полукруглая или угловая форма. Для этого витраж помещается в печь и при высоких температурах меняет форму. Бендинг похож на фьюзинг, но температура, время изготовления и оснастка отличаются.

Узор «Мороз»

Эта техника выполняется в несколько этапов:

1. Самый сложный этап — подготовка поверхности, её необходимо: зацарапать, протравить или затереть абразивным металлом.

2. Нанести столярный клей или желатин.

3. Поместить в печь.

4. Дать клею высохнуть, чтобы он сжался и выдернул тонкие кусочки стекла.

Витраж, выполненный в такой технике, напоминает морозные узоры на окне.

Это объёмная решётка, которая чаще всего вырезается из камня или дерева, образуя тем самым оконный переплёт. В ней используются цветные стёкла.

Это специальная вставка в витраж. Её изготовление производится следующим образом:

1. Вырезается кусочек стекла.

2. Обтачивается по шаблону.

При такой обработке сколотые грани при солнечных лучах имеют особое свечение.

Техника наложения тонкого стекла на толстое. Его изготовление производится исключительно при горячем формировании. После обработки получается контрастное, силуэтное изображение. Например, получение белого рисунка на цветном фоне или наоборот.

Читать еще:  100 лучших идей: Красивый кирпичный забор со столбами на фото

Паечный витраж

Это техника создания витража, являющаяся основой всех остальных. Кусочки стекла собираются в металлическую оправу и запаиваются в стыках. Стёкла применяются как цветные, так и однотонные, в том числе расписные.

Виды витражей и техники их изготовления очень разнообразны и неповторимы, но все они выглядят оригинально и помогут придать изюминку интерьеру любого помещения. Заказать витраж можно даже на самый взыскательный вкус.

Обновился раздел «Освещение». При выборе витражей рекомендуем с ним внимательно ознакомиться!

В октябре скидка 10% на витражные потолки. Спешите сделать заказ.

Сделали в квартире витражные потолки. Очень понравилось.

Евгения сделала авторский дизайн проект для нашей новой квартиры в Химках. Все наши пожелания были учтены. Мы получили подарок от студии и безумно рады проделанной работе. Огромное спасибо.

Виды витражей

Витражи имеют, прежде всего, декоративное назначение. Они издавна служили украшением помещений: проходящие через разноцветное витражное стекло солнечные лучи, окрашивали все помещение в разные цвета. В средневековой Европе витражами оформляли окна храмов, дворцов, поскольку Венеция хранила секреты изготовления цветного стекла. На Востоке арабские шейхи спасались за витражными стеклами от изнуряющего солнца. Витражи всегда были привилегией самых богатых слоев, так как их изготовление было крайне дорого, им занимались художники, витражи изготавливались по индивидуальным заказам и становились настоящими произведениями искусства. Как тогда, так и сейчас видов витражей множество.

Современные витражи более доступны, при наличии желания, их всегда можно заказать в витражной мастерской, но и теперь это показатель статуса, художественного вкуса, яркой индивидуальности заказчика. Рисунок витража может быть современным, романтическим, или стилизованным под старину, выполнен в любом стиле. Витраж может покрывать часть окна, все окно или несколькими легкими штрихами украшать оконное стекло, не нарушая прозрачности и открытого вида. Часто витражом оформляют фальш-окна, вставки внутренних дверей, окна ванных комнат или бассейнов, т.е. там, где не нужны прозрачные стекла или напротив, скрывают неприглядный вид из окна или защищают от яркого солнца.

Витражи можно использовать в стеклопакетах, при этом они вставляются между двумя внешними поверхностями.

Виды витражей и их характеристика

  1. По технологии создания рисунка современные витражи бывают нескольких типов:
  • Паечный витраж — кусочки цветного стекла соединяют свинцовой пайкой и вставляют в раму из металла.
  • Спечной витраж (фьюзинг) — небольшие осколки разных цветов запекаются в единое полотно, в которое могут «впекаться» дополнительные элементы декора.
  • Травленый витраж — рельефный рисунок протравливается плавиковой кислотой.
  • Пескоструйный витраж — стекло шлифуется, и на него наносится матовый узор, ограничивающий видимость в помещении.
  • Расписной витраж — рисунок наносится на стекло особыми красками, обязательно разграниченными контурным составом.
  • Аппликационный витраж — самый популярный вариант из-за своей доступности: элементы узора вырезают из цветной пленки и наклеивают на стекло. Данная техника очень актуальна там, где витражное стекло может подвергаться ударам, обеспечивая его прочность, особенно если в помещении есть маленькие дети.
  1. По технике изготовления витражи бывают следующих видов:
  • Фацетный витраж — применяются классические принципы витражной техники, отдельные элементы витража подвергают огранке.
  • Фьюзинговый витраж — кусочки стекла разных цветов сплавляются в высокотемпературных печах. Отличительная черта фьюзинговых витражей — волнистая поверхность.
  • Тиффани (разновидность паечного) — витражная технология, предполагающая спайку отдельных частей стекла или скрепление при помощи металлической полосы. В результате такой техники витражи Тиффани имеют яркие цвета, причудливые формы и замысловатые сюжеты.
  • Гравированный витраж — рисунок вручную наносится гравировочным инструментом на цветное стекло особой технологии получения.
  • Зеркальный витраж — готовый витраж покрывают с одной стороны составом, получая односторонне прозрачную зеркальную поверхность.
  • Расписной витраж — рисунок наносится силикатными красками, кистью или аэрографом, с высокотемпературной обработкой.
  • Матовый витраж — с применением пескоструйной методики, при которой поверхность становится матовой.
  • Витраж-иммитация — элементы вырезаются из пленки, создав витражную композицию, происходит наклеивание прозрачным клеем на стекло. Такой, покрытый пленкой, витраж характеризуется большей прочностью.

Некоторые виды витражей при наличии возможностей можно изготовить самим (расписной, витраж-аппликацию, даже Тиффани).

Витражи в интерьере

Интерьер становится значительно богаче красками, когда на окнах появляются витражные узоры. Существует множество техник и способов украсить стекло витражом. Одни техники доступны и просты, другие требуют промышленной обработки и технически невыполнимы в домашних условиях. Но все они, конечно, незаменимы, когда речь идет об оригинальном украшении фасада или витрины.

Появление витражей

Появление витражей принято относить на 1 тысячелетие нашей эры. Именно в эо время строятся храмы украшаемые большими окнами, где узорные стекла сочетаются с прозрачными, образуя картину.

С течением времени появлялись новые техники витражного искусства, совершенствовались старые.

На сегодняшний день можно выделить несколько основных способов создания витражей:

  • Наборный витраж (когда картинка собирается механическим путем из кусочков стекол)
  • Спечной витраж, фьюзинг (стекла собранные в композицию подвергаются температурному воздействию и сплавляются)
  • Паечный витраж (стекла собираются в узор и скрепляются свинцовой оправой)
  • Контурный заливной витраж (полимерные краски наносятся сплошным слоем в созданные заранее контуры)
  • Расписной витраж (узор создается на прозрачном стекле художником)
  • Травленный витраж (узор создается при травлении стекла химическим агентом)

Актуальность витражей в современном мире

Наш климат не слишком изобилует яркими красками, именно поэтому витраж является тем важным элементом декора, который меняет жизнь к лучшему. Витраж — многоцветное прозрачное стеклянное полотно заставит играть интерьер всеми цветами радуги даже в самую хмурую и ненастную погоду.

Бесспорно витражи сегодня вновь находятся на пике моды. Но это еще не значит, что всем обладателям типовых квартир следует немедленно броситься в художественные мастерские и заказать себе по нескольку витражей. Витраж впишется далеко не в каждую жилплощадь и еще нужно очень постараться, чтобы ваше жилье соответствовало этому старинному виду декоративного искусства. И уж конечно, число витражей в одной отдельно взятой квартире должно быть строго дозировано, иначе они будут подавлять не только друг друга, но и весь интерьер. Чтобы избежать подобной кокофонии в декоре интерьера, следует иметь чувство меры и чувство вкуса.

Как известно, с французского слово «витраж» переводится как «стекло». Но художественная суть витража заключается не только в материале, из которого он выполнен, но в том особом световом эффекте, которым он одаривает окружающее пространство. Освещенные солнцем, разноцветные прозрачные фрагменты картины играют и переливаются множеством оттенков, вызывая у наблюдателей невольную улыбку радости, а вечером через витраж проникает искусственный свет, приобретая умиротворяющее пастельное звучание. Иными словами, нет ничего удивительного в том, что сегодня использование витража в интерьере разнообразно, как никогда.

Даже простую межкомнатную дверь можно сделать произведением искусства, если в нее вставить витраж, а не стандартное рифленое стекло. Правда, по статистике, увы, именно межкомнатные двери – самое опасное для витражей место: царапины и сколы им здесь, скорее всего, гарантированы. Другие варианты использования витражей – это плафоны, светильники, двери шкафов-купе, фасады кухонной мебели, окна и перегородки в ванной комнате, аквариумы, даже часы. Нередко витражные панно размещаются и просто как картины – в специально отведенных для этого нишах, снабженных несколькими светильниками, установленными под разными углами.

Это чрезвычайно эффектное решение и одновременно удобное – если вы вдруг устали от своей «стеклянной картины», вы всегда можете просто выключить свет. Однако помните, что создание такой ниши придется предусмотреть на стадии составления дизайн-проекта: прорубать окно в уже отделанной стене – удовольствие не из самых приятных и дешевых. Кстати, создание подобных ниш и окон-обманок придает пространству дома ощущение глубины и дополнительного объема.

Конечно, используются витражи и вместо обычных оконных стекол. Размещенный с внутренней стороны оконного стеклопакета, витраж позволит вам убрать неприглядный вид и изменить панораму за окном. Но здесь также важно учесть несколько нюансов. Цветное стекло частично поглощает свет, а значит, затемняет помещение. Поэтому если ваши окна выходят на юг, предпочтение лучше отдать витражам, выполненным из стекла темных, насыщенных цветов, а вот для северной стороны подойдут стекла только светлых оттенков, иначе вы рискуете погрузить свое жилье в сумерки. Если же единственная причина, по которой вы хотите вставить в окно витраж – это желание укрыться от слишком близко расположенных соседних домов, то вам идеально подойдет неяркий матовый витраж, не препятствующий проникновению дневного света. Еще одно важное правило: если на ваших окнах витражи, в интерьере стоит логически продолжить тему и поддержать большую «стеклянную картину» несколькими маленькими.

И, напоследок, поговорим о материале и особенностях изготовления витража.

Самые модные витражи

Это только на первый взгляд все цветные стекла похожи друг на друга. Да, современные технологии позволяют создавать картины на стекле, не используя ни трудоемкие перегородчатую и пескоструйную технологии, ни технику спекания, ни травление.

Сегодня цвет на стекло все чаще наносят с помощью ярких пленок, стойких лаков, лавсановых покрытий и других материалов. Но полученные изделия не являются витражами в полном смысле слова и очарование натурального цветного массивного стекла в них, к сожалению, пропадает. Поэтому, как говорится, лучше классики может быть только классика – настоящий тяжелый витраж, изготовленный вручную, путем высокотемпературной обработки стекла, металлической протяжки и спайки.

Читать еще:  Виниловые обои на флизелиновой основе: недостатки и достоинства

Если же вы все-таки поклонник инновационных решений, то лучше приобрести не имитацию мастеров прошлого, но подчеркнуто современный витраж – например, имеющий изогнутую форму, в котором использованы цветные тонкие нити или золотая проволока.

Самые дорогостоящие на сегодняшний день (и тем не менее пользующиеся стабильным спросом)— витражи, выполненные в классической технике. Стекла для такой мозаики вырезают по определенному рисунку и скрепляют специальным профилем: свинцовым, медным или латунным. Получающиеся изделия не только очень декоративны, но и долговечны. Доказательством тому служат изображения святых в готических храмах, сохранившиеся в прекрасном состоянии. Правда, у технологии есть существенный недостаток: из-за особенностей производства на классическом витраже трудно создавать ровные линии и прорабатывать мелкие детали. Поэтому чаще его используют в монументальном строительстве. Классические витражи сегодня можно чаще всего увидеть при оформлении частных жилых домов, где хозяева не согласны на компромиссы.

Витражи от Тиффани

Эксклюзивная и очень изысканная техника — тиффани, названная по фамилии ее изобретателя, художника Луиса Комфорта Тиффани.

Способ создания витражей Тиффани иной: сначала каждый элемент по периметру оборачивают фольгой, а затем припаивают к другим оловом, которое потом патинируют для большей декоративности.

Важное преимущество изделий данного типа — наличие надежного металлического каркаса, который к тому же очень декоративен сам по себе. Именно поэтому их смело можно монтировать на подвесные потолки с подсветкой: стеклышки держатся очень крепко и не упадут на голову хозяевам.

Такая методика позволяет мастерам работать не только с плоскими, но и с объемными по­верхностями. Не зря в этой технике чаще всего делают столь любимые многими дизайнерами мозаичные плафоны для настольных ламп, бра и торшеров.

Еще один востребованный люкс-вариант— фьюзинг-витражи (от англ. fusing «спекание»). Их получают путем сплавления разноцветных стекол на керамической плитке в печи при температуре 800 °С.

Металлического каркаса при изготовлении фьюзинг-витража не требуется: кусочки спекаются между собой и образуют единую поверхность. Такие изделия имеют ряд преимуществ: во-первых, благодаря отсутствию швов они устойчивы к воде; во-вторых, могут быть многослойными и рельефными.

Недаром фьюзинговый метод получил столь широкое распространение. Он позволяет изготавливать не только элементы мебели (вставки в фасады кухонного гарнитура, в дверцы шкафов-купе), но и межкомнатные перегородки любой формы, межкомнатные двери, защитные экраны в ванной комнате, абажуры и даже картины. Витражи с неровной поверхностью сильно преломляют свет и рассмотреть сквозь них что-либо довольно сложно, поэтому ими часто оформляют вход в приватную зону дома.

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Всегда под рукой

ИСКУССТВО ВИТРАЖА — РАЗНООБРАЗИЕ ПРИЕМОВ


Искусство витража

Витраж – это особый вид монументально-декоративного искусства. Интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Искусство изготовления витражей имеет богатое его прошлое, безграничные перспективы и поистине неисчерпаемые творческие возможности.

Витражами называются прозрачные картины, рисунки, узоры, выполняемые из стекла или на стекле. Они обычно устанавливаются в световых проемах – окнах, дверях, фонарях. В наше время, в связи с усовершенствованием художественной обработки стекла, расширено и понятие «витраж». Витражом называют любое декоративное стеклянное заполнение оконных и дверных проемов, фонарей, плафонов, сводов, куполов, сплошных плоскостей стен и даже специальных украшений художественных изделий.

Отражая в своих изображениях характер и назначение сооружения и дополняя его художественный образ, витражи играют значительную роль в оформлении интерьера.

Технологии производства и обработки стекла шагнули далеко вперед, теперь каждый желающий и имеющий возможности может получить самые необычные предметы для создания уюта в доме!

Технологии изготовления витражей

Существует много разнообразных способов холодной обработки стекла, начиная от обычной ручной резки стеклянных листов до механизированной декоративной обработки поверхности.

Резка листового стекла производится вручную алмазом, твердым сплавом или стальным колесиком. Толстое стекло режут на станке алмазной пилой с заменителем алмаза – сверхпрочным сплавом «Победит», а также карборундовыми дисками. Стеклянные изделия сложных очертаний режут на станке абразивным кругом, нанося на них тонкие царапины, которые, в конечном счете, образуют одну непрерывную линию обреза. Резка армированного стекла производится специальным аппаратом.

Технологический процесс изготовления витражей и предшествующих ему работ в основном сводится к следующему: художник делает в красках эскиз, а затем пишет на плотной бумаге шаблон-картину в натуральную величину будущего витража. Обе стадии необходимы, так как творческий замысел художника должен быть согласован с заказчиком.

С картона снимается калька, на которой нумеруются, как и на картоне, все детали. Детали стекол одних и тех же размеров, конфигураций и расцветки, обозначаются одним и тем же номером. Затем мастер-витражист нарезает по кальке картонные шаблоны. Вместо одной кальки и картонных шаблонов можно одновременно снять с картона две кальки, из которых одну сохраняют, а вторую режут на шаблоны.

После разметки стеклянного листа вырезают детали. На поверхности стекла проводят алмазом или его заменителем легкую царапину. При легком нажиме или местном нагреве в стекле, в силу поверхностного его натяжения, образуется сквозная трещина, соответствующая проведенной царапине. Кажущийся на первый взгляд легким, процесс вырезания деталей из стекла на практике обнаруживает большие препятствия. Нетрудно резать стекло по прямым и несложным кривым линиям с выступающими углами и зубчиками. Гораздо сложнее резать стекло по кривым, обращенным вовнутрь линиям и с малым радиусом кривизны. Сложные кривые выполняются путем постепенного нанесения на стекло малых кривых линий и выламывания руками или пассатижами небольших кусков до получения плавной кривой.

Витражная картина может быть смонтирована в виде одного или нескольких полотен (частей), которые устанавливаются в металлическую раму, соответствующую размерам проема и витража. Отдельные части крепятся к раме скобами, болтами, накладками или другими приспособлениями.

Техники изготовления витража

Классический (наборный) витраж.

Цветные стекла, вырезанные или отлитые по шаблону соединяются между собой профилем из свинца, меди или латуни. Данные виды профиля способны объединить достаточно крупные куски стекла, что позволяет создавать витражи большой площади. Различия профиля по толщине дает возможность создания как миниатюрных, так и крупных композиций.

Данная техника позволяет создавать витражи с детализацией рисунка, даже из мельчайших фрагментов цветного стекла. Это становится возможным, за счет того, что кусочки стекла оборачиваются медной фольгой и спаиваются оловом. Отсутствие жесткого металлического каркаса позволяет создавать довольно большие отличающиеся легкостью и прочностью композиции. Техника Тиффани предоставляет широкие возможности для создания объемных предметов дизайна интерьеров, таких как настольные лампы, торшеры, бра, люстры, вазы и т.д.

– (с англ. fusing – нагрев, плавка, оплавление, спекание) – прижившийся в русском языке термин для обозначения целого ряда технологий обработки теплого стекла, которое формуется при температурах от 600 до 900оС.
Спекание стекла – термическое соединение нескольких стеклянных элементов в одно целое. При нагреве до определенной температуры стекло размягчается, и детали изделия спекаются между собой, не изменяя или незначительно изменяя свою форму и взаимное расположение.

При правильном подборе сортов стекла и температурных режимов нагрева, технология спекания позволяет достичь великолепного декоративного эффекта и высокой прочности декоративного изделия.

Технология фьюзинга является одной из древнейших методик обработки стекла. В древних египетских гробницах и захоронениях других народов не раз находили бусы из спеченного стекла. Широкий спектр методов формирования стекла в рамках этой технологии позволяет создать декоративные изделия самого разнообразного назначения.

В настоящее время фьюзинг это не только женские украшения, но и витражные вставки для дверей, окон и мебели, декоративная посуда, абажуры, циферблаты для часов, архитектурные элементы и многое другое.
Данная техника позволяет создавать как целые спеченные картины, так и отдельные элементы для витражей в технике Тиффани, придавая естественность композиции в целом.

Моллирование – процесс формования стекла путем повторного нагревания для принятия им конфигурации стеклоформы без изменения профиля стекла.

Технология моллирования очень похожа на технологию отекания, отличается только температурным режимом обработки.

Отекание или свободное формование стекла – изменение формы нагретой стеклянной заготовки под воздействием собственного веса. При достижении температуры 750-800оС, стекло размягчается настолько, что начинает провисать и отекать, принимая форму поверхности, на которой оно находится. Воспользовавшись этим процессом, готовому изделию можно придать форму чаши, блюда и иную подобную. При этом роль подложки играют различные изделия из глины, гипса и других термостойких материалов, называемые стеклоформами.

Витраж – стеклянная картина, мозаика или ковер, чьи краски никогда не меркнут, не тускнеют.

Виды витражей

Специальное предложение по оформлению потолков, перегородок и окон.
Тел.: +7 (985) 783-17-17

* Стандартный монтаж — монтаж, осуществляемый одним человеком с ровного пола с испольшованием лестницы-стремянки не более 1.5 метра.

В современном витражном искусстве имеются различные техники создания изделий из цветного стекла. В целом это результат более чем тысячелетнего развития, но большинство разновидностей витражей возникли в последнюю сотню лет. Главным основанием для классификации является технология их производства. Варианты основываются либо на разных способах скрепления стекол, либо на особенностях характеристик.

Читать еще:  100 лучших вариантов оформления деревянного потолка

Витраж Тиффани и классический витраж

Сегодня можно выделить две разновидности наборного витража: классический витраж и Тиффани. В обеих техниках изделие изготавливается из отдельных кусочков стекла, но способы крепления элементов у них различные. Так как и тот, и другой варианты витражей для скрепления стекол требует пайки, их иногда называют паечными или свинцово-паечными.

Технология изготовления классического витража является наиболее древней. Именно на ее основе возникло все многообразие современных вариантов. Для изготовления используется металлическая протяжка (профиль), на которой крепятся стеклянные элементы. Металл для профиля выбирается из тех, что поддаются пайке, так как металлические элементы на стыках скрепляются именно этим способом. Изначально мастера пользовались свинцом, однако сегодня этот материал не пользуется популярностью. Распространены профили из латуни, меди, мельхиора, алюминия и т.п.

Силикатное стекло выбранного цвета режут на наборном столе, опираясь на контуры рисунка-основы. Техника позволяет использовать и цветные, и прозрачные стекла. В последнем случае витражное полотно может быть расписано специальными красками.

Технология классического витража актуальна при производстве крупных по формату произведений, так как профиль рассчитан на большие нагрузки и при этом способен удерживать достаточно толстые (до 4 мм) стекла. Жесткость конструкции позволяет изготавливать только плоские изделия, для изогнутых форм данная технология не используется.

Витраж Тиффани появился в конце XIX века в Америке. Автор этой техники Луис Комфорт Тиффани придумал обертывать торцы стеклянных элементов медной фольгой, которая имеет клейкий слой. А чтобы скрепить получившиеся детали, производится пайка по самой фольге. Новая технология дала возможность использовать очень мелкие стекла, за счет чего художники стали достигать небывалой ранее реалистичности образов. Кроме того, медная фольга позволяет производить пайку элементов под разными углами, что создает ощущение объемности изображений.

Разновидности наборных витражей

В зависимости от того, какие стекла используются для производства, выделяют узорчатые, контурные и мозаичные витражи.

Узорчатые витражи

Набираются из прозрачного бесцветного стекла, которое отличается узорчатой поверхностью с неровной фактурой. Подбирая элементы с разными фактурами, мастера студии «Стеклосфера» создают завораживающие узоры и орнаменты. Важным выразительным средством в создании узорчатых витражей являются контуры свинцового обрамления, а также формы и размеры самих стеклянных деталей.

Контурные витражи

Особенность контурных, или силуэтных, витражей состоит в том, что главным композиционным элементом в них являются стекла в форме дисков. Обычно используются однотонные стеклянные диски. Они выкладываются в соответствии с задуманным эскизом, а между ними находят себе место и обычные плоские стекла разных форм. Средство крепления – свинцовая жилка.

Мозаичные витражи

По своей тематике мозаичные витражи представляют собой сложные геометрические узоры или растительные орнаменты. Специфика их заключается в использовании одинаковых по размеру и форме кусочков стекла. Мозаичный набор может представлять собой самостоятельное произведение, а может служить фоном для изображений, выполненных в других техниках.

Витражи в технике фьюзинг

Фьюзинг основан на том, что цветные стекла скрепляются с помощью их спекания, металлический профиль и пайка в этом процессе не участвуют. Нарезанные в соответствии с рисунком цветные стекла выкладывают на стекло-основу, закрепляя их специальным клеем, а затем отправляют в печь. Изделия могут быть разной толщины и прочности. Так, при необходимости выложенный рисунок накрывают еще одним прозрачным стеклом-основой, в этом случае витраж получается на порядок прочнее. Нагреваясь до высоких температур, элементы расплавляются и надежно сцепляются друг с другом.

Витражи фьюзинг отличаются размытыми изобразительными эффектами. Техника не дает возможности производить рисунки с четкими контурами, однако размытость на манер акварели выглядит очень привлекательно и стильно.

Фьюзинг может быть полным и неполным. При полном фьюзинге стекла нагреваются до 800-900 градусов – при этой температуре они полностью расплавляются, и в итоге после остывания получается изделие с ровной поверхностью. При неполном фьюзинге температура в печи поднимается только до 500 градусов, поэтому стекла не успевают расплавиться до конца, а лишь подплавляются, образуя в результате фактурные, рельефные витражи.

Классификация витражей по типу обработки поверхности

Поверхность витражей, набираемых из отдельных стекол, и изделий, основой которых является цельное стекло, может подвергаться различной обработке, которая либо дополняет общий художественный эффект, либо является основным способом его достижения.

Пескоструйные витражи

На поверхность будущего пескоструйного витража с помощью специального аппарата наносятся различные рисунки, надписи, орнаменты и т.п. в соответствии с трафаретом. Принцип действия аппарата заключается в том, что под давлением на поверхность бесцветного стекла подаются абразивные материалы, буквально выбивающие изображения. В том месте, где поверхность стекла подверглась воздействию абразивов, она становится матовой и непрозрачной. Можно таким образом нанести матовый рисунок, оставив прозрачным фон, а можно обработать фон, на котором будет выделяться прозрачный рисунок.

Гравированные витражи

Изображения в данной технике наносятся на прозрачные стекла с помощью медных и абразивных дисков. Современным вариантом является гравировка по стеклу при помощи лазера. Она позволяет художникам студии «Стеклосфера» наносить рисунок не только на поверхность стекла, но и во внутрь него. Возможна цветная или 3D гравировка. Технологический принцип заключается в том, что высокая температура лазера воздействует на стекло, меняя его структуру, в результате чего частицы стекла частично испаряются. Стопроцентная автоматизированность данного процесса делает качество неизменно высоким и при этом значительно снижает стоимость витражных изделий.

Травленые витражи

Травление производится с помощью обработки стекла плавиковой кислотой, которая разрушает стекло благодаря своей способности вступать в реакцию с диоксидом кремния, являющимся главным компонентом стекла. Для получения рисунка мастера используют трафарет, по которому наносят защитный лак, не позволяющий кислоте попадать на определенные части стекла. Травление может быть многослойным, в этом случае оно производится в несколько этапов, а рисунки в результате получаются многоплановыми и объемными, с элементами разной глубины.

Живописные витражи

Роспись может быть лишь элементом, дополняющим наборную технику из цветных стекол, а может являться самостоятельным средством создания витража. Роспись на наборных витражах с древних времен применяется для передачи мелких деталей и элементов, требующих особенно реалистичной проработки: лиц, рук, складок одежды и т.п. Сегодня достаточно популярна живопись на цельном стекле, которая также создает такой эффект. Технология витражной росписи отличается обязательным обжигом готового изделия. Дело в том, что стекло – материал, поверхность которого очень плохо сцепляется с краской. Еще мастера раннего Средневековья придумали изготавливать специальные краски, которые содержали дробленое стекло. В процессе обжига этот компонент под воздействием высокой температуры плавился, и краска надежно сплавлялась с основой.

Витражи-диапозитивы

Витражные изделия представляют собой фотопечать или травление на стекле. Эта относительно новая техника востребована для декорирования витрин, которые не слишком велики по площади.

Витражи с узором «Мороз»

Для получения такого декоративного эффекта поверхность стекла обрабатывают пескоструйкой, протравливают, царапают абразивами. Затем наносят горячий желатин или столярный клей, который заливается во все образовавшиеся царапинки и трещинки. Высыхая, желатин и клей сжимается и отрывает с верхнего слоя стекла его мельчайшие частицы. Результатом этого процесса является оригинальный узор, который очень похож на морозные разводы на окнах.

Ложные витражи и их виды

По мнению специалистов компании «Стеклосфера», в последние десятилетия активно идет процесс демократизации витража, появляются так называемые ложные витражи — более дешевые и менее трудозатратные имитации. Суть их в том, что изделие в основе представляет собой не множество разрозненных кусочков стекла, а одно цельное стекло.

Так, пленочный витраж возник в 70-е годы ХХ века в Америке. Для создания имитации используется прозрачное стекло, на которое наклеиваются кусочки цветной светопроницаемой пленки. Эти кусочки призваны зрительно выполнять роль наборных стекол. Границы элементов декорируются свинцовой клейкой лентой, которая имитирует пайку.

Заливной витраж – близок к живописи по стеклу, так как здесь тоже используются краски, но технологический процесс значительно отличается. Рисунок, который разрабатывает художник, имеет четкие контуры, а его части состоят из сегментов разных цветов.

Дело в том, что краска для заливного витража текучая, она не ложится на стекло, а разливается по нему. Для того чтобы она заполняла нужные участки, их границы прорабатываются так называемым контуром, который имитируют металлическую стяжку. Контур имеет густую консистенцию, его либо вручную выдавливают из тюбика с тонкой насадкой, либо наносят специальным оборудованием. В первом случае толщина контура, его аккуратность и равномерность зависит от руки художника. У опытного мастера контур поучается максимально ровным. Но он отличается от аналогов, выполненных автоматизированным способом. Автомат делает практически идеальный контурный рисунок. Однако выбор между человеком и машиной неоднозначен. Кто-то предпочтет техничность, а кто-то – ручную работу.

Контуру дают просохнуть, а затем производят заливку отдельных элементов краской. Краски, применяемые для заливного витража, ложатся ровно, при засыхании образуя тонкую эластичную пленку. Они обладают хорошей прозрачностью и отлично имитируют цветное стекло.

В заключении стоит отметить, что витражи сегодня – это такой вид искусства, в котором часто совмещаются разные видовые интерпретации. Так, наборный витраж может быть дополнен росписью, в процессе его изготовления может быть использовано многослойное травленое или шлифованное стекло, элементы, полученные методом фьюзинга и т.п.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector